На наши вопросы отвечает заслуженный учитель Украины – Ривкинд Иосиф Яковлевич (Лицей №38 им. В. М. Молчанова, г. Киев).
Сколько лет Вы преподаете информатику? Как изменились подходы?
И.Я.: «Преподаю информатику с первого дня введения этого предмета в советскую школу в 1985 году. До этого преподавал факультативный предмет "Вычислительная математика и программирование".
За 27 лет существования предмета "Информатика" в средней школе и содержание, и идеология, и методика преподавания существенно менялись. Сначала основная цель изучения этого предмета была развитие логического мышления учащихся, в частности, алгоритмического мышления. Поэтому 80% учебного материала составляли "Алгоритмизация и программирование". Многие школы не имели никакой компьютерной техники, поэтому учились программировать в тетради.
Потом программа курса начала меняться в сторону изучения прикладных программ и обучения их использования при решении разных задач. И дошло до того, что раздел "Алгоритмизация и программирования" совсем исчез из программы неспециализированных школ.
Последнее время есть тенденция поиска некоторого примерного равенства пользовательской и алгоритмической составляющих курса».
Мы знаем, что Вы пишите книги, какие творческие планы на следующий год?
И.Я.: «В следующем году планируется создание учебников по информатике для 3 и 6 класса, рабочие тетради для учеников 2 и 5 классов, методические пособия для учителей по преподаванию информатики во 2 и в 5 классе».
Насколько подкованы современные школьники в вопросах ИТ? Что умеют, что знают? Интересны ли им школьные занятия по информатике?
И.Я.: «Современные ученики умеют многое, но в основном поверхностно. В прикладных программах работают интуитивно, не ищут рациональных способов работы. Им больше нравятся темы, которые не требуют или минимально требуют логики мышления, использования межпредметных связей. И это не радует».
Соответствует ли уровень школьной ИТ-инфраструктуры ожиданиям школьников, родителей, учителей?
И.Я.: «И ученики, и их родители очень разные. Поэтому и их интересы и ожидания очень разные. Лучше об этом спросить у них самих».
На Ваш взгляд, чего не хватает нашим школам (новых учебников, новых подходов, новых технологий…)?
И.Я.: «Нашим школам не хватает высокоскоростного выхода в Интернет. Есть проблема нехватки квалифицированных учителей информатики, их большая текучка. Во многих школах информатику преподают учителя других предметов или даже студенты. Это оказывает серьезное негативное влияние на уровень знаний и умений учеников. Имеет место нежелание большинства учителей-предметников использовать информационные технологии в своей работе. На это есть и объективные, и субъективные причины. И прежде всего то, что подготовка таких уроков требует от учителей значительно больших временных и интеллектуальных затрат, которые никак не компенсируются: ни морально, ни материально».
Какие профессиональные издания/ресурсы читаете, откуда узнаете о новых технологиях?
И.Я.: «Сейчас почти все новое узнаю из Интернета и профессиональных журналов. К сожалению, очень сильно загружен и времени читать очень мало».
Слышали ли раньше (до нашего семинара) про облачные технологии? Что думаете о них?
И.Я.: «Конечно же слышал. Считаю, что за ними будущее. Но пока они в полной мере доступны только бизнесу, их широкое внедрение и использование, в том числе частными лицами, тормозит высокая цена доступа к ресурсам. Пока стоимость месячной подписки не станет сравнимой со стоимостью месячной подписки за использование Интернета или мобильного телефона, прорыва в этом направлении я не жду».
Каким Вы видите дальнейшее развитие информационных технологий?
И.Я.: «Очевидно, что будут с высокой скоростью появляться все новые и новые информационные технологии. И надо быть готовым выбирать из них необходимые, оперативно их осваивать и использовать».